65efc29e14b289e3

 

 

 

 

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД.

8-981-844-11-34 607-55-33
Схема проезда
Главная > Наши лекции и публикации. > Расстройства речи у детей.

Расстройства речи у детей.


Содержание беседы с детским неврологом семейной клиники Аркадия - Пашковым Артёмом Юрьевичем.

​Речь представляет собой сложную высшую психическую функцию и включает:

1. Восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике 
2. Воспроизведение звуков, за которое отвечает центр Брока

Любой язык имеет в основе сигнальный или фонематический признак, что составляет основу звуковых единиц языка – фонем (от греч. Phonemа – звук речи). 

Возможных причин для задержки формирования речи много – например это снижение слуха или влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение/воспитание). Вследствие легкогопоражения головного мозга или задержки созревания нервных структур.
Расстройства речи можно разделить на расстройства экспрессивной речи, рецептивной речи и артикуляции

Расстройство экспрессивной речи.

Существенной особенностью ребенка с экспрессивным расстройством языка является то что он использует вербальный или знаковый язык, который значительно ниже ожидаемого уровня, учитывая интеллектуальные способности ребенка. Понимание языка этим ребенком не затруднено; Расстройство начинает подозреваться приблизительно в возрасте 18 мес., когда ребенок спонтанно не произносит или даже не повторяет отдельные слова и звуки. Даже простые слова, такие как «мама» и «папа», отсутствуют в активном лексиконе ребенка, и ребенок использует жесты для выражения своих желаний. Видно, что ребенку хочется общаться, он поддерживает контакт глазами, хорошо относится к матери, наслаждается играми.
Репертуар словарного запаса у ребенка очень ограничен. В 18 мес. ребенок может самое большее понимать простые команды и указывать на простые предметы, когда их называют. Когда ребенок в конце концов начинает говорить, дефицит языка становится более очевидным. Артикуляция обычно незрелая. Многочисленные ошибки артикуляции имеют место, но они непостоянны, особенно в отношении таких звуков, как р, с, з, которые либо пропускаются, либо заменяются другими звуками.

КАКИЕ БУДУТ ПОСЛЕДСТВИЯ ЕСЛИ НЕ ЗАНИМАТЬСЯ?

У детей школьного возраста могут развиваться низкая самооценка, фрустрация и депрессия. Дети с этим расстройством могут также обнаруживать нарушение способности к обучению, проявляющееся в задержке чтения, в результате чего могут возникнуть серьезные проблемы с успеваемостью. Другие поведенческие проблемы и симптомы, которые могут появляться у детей с расстройством развития экспрессивного языка, включают гиперактивность, короткие промежутки, на протяжении которых ребенок может поддерживать внимание. В целом, прогноз в отношении расстройств развития экспрессивного языка благоприятный. Быстрота и степень выздоровления зависят от тяжести расстройства, мотивации ребенка к участию в терапии и своевременного назначения речевых и терапевтических вмешательств. У 50% детей с легкими расстройствами экспрессивного языка наступает спонтанное выздоровление без каких-либо признаков нарушения языка, но у детей с тяжелыми расстройствами экспрессивного языка могут и в будущем остаться признаки легких или умеренных нарушений. 


РЕЦЕПТИВНОЙ РЕЧИ
КАК РАСПОЗНАТЬ?

Клинические особенности расстройства развития рецептивного языка у детей в возрасте от 18 до 24 мес. почти неотличимы от расстройства развития экспрессивного языка; ребенок не может произносить спонтанные звуки одиночной фонемы (звуковой блок) или подражать словам, произнесенным другим лицом. У детей с расстройством развития рецептивного языка отмечается значительная задержка и пониженная по сравнению с нормой способность понимать (декодировать) вербальный или знаковый язык, хотя невербальная интеллектуальная активность у них соответствует возрасту. В большинстве случаев вербальное или знаковое выражение (энкодирование) языка также нарушено. У многих детей с расстройством развития рецептивного языка отмечаются нарушения слуховой модальности, и они не могут перерабатывать зрительные символы, например, содержание картины. Отмечается дефицит в сфере интеграции как слуховых, так и зрительных стимулов, например распознавание основных свойств игрушечного грузовика и игрушечного легкового автомобиля. Если ребенок с расстройством развития экспрессивного языка в 18 мес. может понимать простые команды и может указывать на знакомые предметы домашнего обихода, если его просят; ребенок с расстройством развития рецептивного языка не в состоянии указать на обычные предметы и не слушается простых команд. Ребенок с расстройством развития рецептивного языка обычно нем, однако он слышит и нормально реагирует на нелингвистические звуки из окружающей среды, но не на звуки речи. Если ребенок начинает говорить поздно, его или ее речь содержит много ошибок в произношении, например, пропуски, искажения, замены фонемы на фонему. Дети с расстройством развития рецептивного языка испытывают также трудности при воспроизведении из слуховой и зрительной памяти и в распознавании и репродуцировании символов в нужной последовательности. 

КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ ЕСЛИ НЕ ЗАНИМАТЬСЯ?
В целом прогноз для расстройств развития рецептивного языка менее благоприятен, чем для расстройств развития экспрессивного языка. Прогноз хороший в легких случаях. В тяжелых случаях с нарушениями в перцептивной сфере и сенсорной интеграции, воспроизведения из памяти и в области составления предложений прогноз осторожный.

РАССТРОЙСТВА АРТИКУЛЯЦИИ

Расстройство артикуляции определяется как значительное нарушение овладения нормальной артикуляцией звуков речи в соответствующем возрасте, проявляющееся частым неправильным произношением звуков, заменой или пропуском их создает впечатление «младенческой речи».

КАК РАСПОЗНАТЬ?

Значительное нарушение способности правильно использовать звуки речи, которые должны были бы уже развиться в соответствующем возрасте. Например, у трехлетнего ребенка неспособность произнести звуки п, б и т, а у 6-летнего — р, ш, ч, ф, ц. Иногда нарушено произношение только одного звука речи или фонемы (наименьший объем звука) или же поражаются многие звуки речи. В тяжелых случаях это расстройство распознается впервые в возрасте около 3 лет. В менее тяжелых случаях расстройство может быть неочевидным до 6-летнего возраста. 

Речевые звуки, которые наиболее часто неправильно произносятся, являются наиболее поздними в последовательности осваиваемых звуков (р, ш, ц, ж, з, ч). Но в более тяжелых случаях или у маленьких детей может быть нарушение произношения таких звуков, как л, б, м, т, д, н, х. Может нарушаться произношение одного или более речевых звуков, но никогда не нарушается произношение гласных. Ребенок с нарушением развития артикуляции не может произносить определенные фонемы правильно и может искажать, заменять или даже пропускать фонемы, которые он не может правильно произнести. При пропускании фонемы отсутствуют полностью—например, «гоой» вместо «голубой». При замещении трудные фонемы заменяются на неправильные—например, «кволик» вместо «кролик». При искажении подбираются примерно правильные фонемы, но произношение их неправильное. Изредка к фонемам что-то добавляется, обычно гласные.Считается, что пропуски являются наиболее серьезным типом нарушения, замена— следующим по тяжести нарушением, а затем следует искажение, как наименее тяжелый тип нарушений.

КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ ЕСЛИ НЕ ЗАНИМАТЬСЯ?
К третьему классу дети иногда преодолевают расстройство артикуляции. Однако после четвертого класса, если ранее недостаток не был преодолен, спонтанное излечение от него маловероятно, поэтому особенно важно произвести коррекцию расстройства до развития осложнений. В большинстве легких случаев восстановление от расстройств развития артикуляции спонтанное, и часто ему способствует поступление ребенка в детский сад или школу. 

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Показана консультация детского невролога с целью уточнения типа расстройства речи и дальнейшей тактике ведения. Маленьким детям и детям, у которых подозревается нарушение остроты слуха, рекомендуется сделать аудиограмму. Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом следует начинать сразу же после установления диагноза расстройства. Занятия состоят из поведенчески подкрепляемых упражнений и практического овладения фонемами (блоки звуков), словарным запасом и построением предложений. Логопедическая коррекция считается успешной для большинства ошибок артикуляции. Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение может потенцировать эффект от проводимых занятий с педагогом. 
Что такое пирамидная недостаточность?
Есть такая анатомическая структура, которая носит название пирамидного пути. Она состоит из больших клеток в нашем головном мозге и их отростков, которые идут нитями к клеткам спинного мозга. Благодаря этому пути мы с вами можем осуществлять контроль за нашими произвольными движениями. Клетки спинного мозга управляются клетками головного мозга – клетки головного мозга их тормозят. Если этот контроль ослаблен из-за того, что клетки головного мозга пострадали, то клетки спинного мозга начинают хозяйничать и послать интенсивные стимулы к мышцам. Это проявляется в повышении мышечного тонуса или гипертонусе, а соответственно и к ограничению движений, что ведёт к задержке формирования моторных навыков. Нельзя не упомянуть, что у здоровых детей до 2х – 3х месяцев отмечается физиологический гипертонус – руки и ноги прижаты к туловищу, руки пронированы, сжаты в кулачки - этопроисходит из-за того, что регуляцию движений осуществляют эволюционно более древние экстрапирамидные структуры. А пирамидный путь задействован меньше. По мере созревания (миелинизации)пирамидный путь занимает доминирующую позицию ребёнок начинает приобретать новые навыки, переворачиваться, улучшаются навыки зрительно-моторной координации, садится, ползает и наконец встаёт. Ходьба является венцом моторного развития ребёнка. В упрощенном понимании, синдром пирамидной недостаточности – это задержка формирования церебрального контроля над движениями. Отсутствие пирамидного контроля над движениями выражается в спастических парезах и параличах различной локализации.
Мозг ребёнка очень пластичен и способность его к компенсации, к образованию новых связей уникальна. Доказательной эффективностью в лечении двигательных расстройств обладает только лечебная физкультура. У детей 1 года жизни обычно выполняют курсы массажа с элементами лечебной физкультуры для поступательного обучения двигательным навыкам. Важно иметь в виду, что эти явления в большинстве случаев хорошо поддаются лечению.


#семейнаяклиникааркадия 
#детскийневрологспб #детскийневрологвыезднадом #расстройстваречиудетей#массаждетямспб #массаждетямнадому #лфкдетямнадому#физиотерапиянадому логопедспб #семейныйпсихолог#детскийкоррекционныйпсихолог #нейропсихологспб